ПИЛОТНАЯ ПЛОЩАДКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УЧАСТВУЕТ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
"ТЕХНОЛОГИИ" НАПРАВЛЕНИЕ "ОТСМ-ТРИЗ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКИ:
«Использование приёмов технологии ТРИЗ для формирования УУД в начальной школе».
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА:
Белавкина Надежда Дмитриевна, зам.директора по УВР, учитель.
ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА:
- Петренко Наталья Николаевна, учитель начальных классов
- Гоменюк Ирина Аркадьевна, учитель начальных классов
- Славова Евгения Петровна, учитель начальных классов
- Верхотурова Валентина Павловна, учитель начальных классов
- Хуркало Елена Николаевна, учитель начальных классов
- Коблова Ольга Николаевна, учитель начальных классов
- Каухер Наталья Васильевна, учитель начальных классов
- Балахнина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
- Мирошник Наталья Сергеевна, учитель технологии
Целью использования ТРИЗ – технологии является формирование у детей творческого мышления. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Внедрение ТРИЗ - технологии в практику учителей позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия.
ПЛАН РАБОТЫ ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКИ Файл (PDF, 77 Кб)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Коблова О.Н. Элементы урока математики во втором классе с использованием ТРИЗ ФГОС НОО (Тема "Кадрат")
Коблова О.Н. Элементы урока русского языка во втором классе с использованием ТРИЗ ФГОС НОО (Тема "Предлог")
Славова Е.П. Игра "ДА - Нет", окружающий мир, 2 класс (Тема "Как построить дом")
Славова Е.П. Игра "Мои друзья", русский язык, 2 класс (Тема "Существительные")
НОВОСТИ
Урок во 2-д классе по теме: « Мягкие и твёрдые согласные».
Дата: 11.12.2018
Учитель: Коблова Ольга Николаевна.
На уроке использован инструмент ТРИЗ – копилка объектов «Мои друзья».
Урок ОКМ во 2-в классе по теме: «Транспорт»
Дата:.13.12.2018.
Учитель: Петренко Наталья Николаевна
На уроке использован инструмент ТРИЗ - паспорт объекта.
В группах ученики определяли особенности разных видов транспорта, находили признаки.
17 декабря 2018 года состоялось занятие пилотной площадки по теме: «Знакомство с инструментами «ТРИЗ». Участники площадки ознакомились с инструментами технологии и возможностями их использования на уроках. Опытом работы поделилась Петренко Наталья Николаевна. Она рассказала, какими инструментами по развитию логического мышления пользуется на уроках русского языка и ОКМ.
18 февраля 2019 года состоялось занятие пилотной площадки «ТРИЗ» в рамках проекта «Применение ОТСМ - ТРИЗ инструментов в общем образовании». Были рассмотрены вопросы:
- Применение ОТСМ - ТРИЗ инструментов на уроках в начальной школе
- Методические рекомендации по подготовке и оформлению аттестационной работы.
После обсуждения вопросов было принято решение: продолжить работу по применению ОТСМ - ТРИЗ инструментов в разных предметных областях и начать работу по оформлению портфолио
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)
ТРИЗ — совокупность знаний о закономерностях развития и алгоритмических методах создания и совершенствования систем.
ТРИЗ — это инструмент, значительно повышающий результативность при решении сложных изобретательских задач в различных областях техники.
ТРИЗ увеличивает эффективность обучения специалистов, студентов, школьников, способствуя раскрытию их творческого потенциала.
Основоположник ТРИЗ — российский ученый-практик
Генрих Саулович Альтшуллер
Созданные им школы ТРИЗ сегодня объединены в международное ТРИЗ-движение, цель которого — развитие и распространение ТРИЗ для повышения эффективности инновационной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРИЗ
Каждый из нас легко назовет хотя бы несколько законов, по которым живет окружающая нас природа (законы, открытые Кеплером, Ньютоном, Дарвиным, Менделем, проходят в школе). А многие ли знают законы, по которым «живет» окружающая нас техника?
ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач — изучает эти законы и на основе полученных знаний выстраивает методологию совершенствования и прогнозирования развития технических систем. Создается возможность более эффективно решать проблемы, с которыми постоянно сталкиваются специалисты в разных областях техники. Из множества путей решения проблемы инженер, конструктор, управленец теперь может выбрать путь, лежащий в русле объективной линии развития совершенствуемой системы, что обеспечит его новации более долгую жизнь и конкурентоспособность. Более того, появляется возможность прогноза основных свойств, которые примет система на следующей стадии своего развития, в том числе — возможность предсказания изменений ее принципа действия, хотя эти изменения часто далеко не очевидны и обычными прогностическими методами не определяются.
Выделение общих черт, сопутствующих смене поколений самых разнообразных устройств и технологий, привело к обобщениюпринципов создания нового. Так появились библиотеки приемов, стандартов, эффектов, помогающих решать задачи; появились и методические рекомендации, подсказывающие, что именно из библиотеки следует применять в конкретном случае.
Алгоритмический подход к решению задач на наших глазах совершил революцию в технологии творчества. Специалисты, обученные ТРИЗ, с изумлением для себя обнаружили, что многие «неразрешимые» задачи решаются «по стандарту». На базе ТРИЗ начали создаваться системы искусственного интеллекта для автоматизации поиска решений. На предприятиях, руководство которых убедилось в эффективности новой технологии и осознало важность ее освоения, сотни специалистов централизованно изучают ТРИЗ.
Разработанные с помощью ТРИЗ методики развития творческих способностей, «находчивого» стиля мышления преподаются во многих учебных заведениях. Возраст обучаемых все время омолаживается: о серьезной результативности применения ТРИЗ в образовании уже говорят воспитатели детских садов.
Выяснилось, что разработанные в ТРИЗ методические подходы к решению задач работают не только в технике. Их применяют, хоть и не всегда строго «по правилам», писатели и сценаристы — для генерации идей сюжетов, художники и режиссеры — для поиска выразительных средств реализации замысла, организаторы производства — для выбора управленческих решений, спасатели — для выхода из острых ситуаций и т.д.
Развитие ТРИЗ и расширение областей ее применения продолжается в России и за рубежом разными методическими школами. Главное, что их объединяет – опора на объективные закономерности развития тех систем, которые подлежат анализу, усовершенствованию, синтезу.