ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
► Модель развития инклюзивного образования МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательной деятельности
Международно-правовые документы, определяющие положение ребенка в современном мире
► Всеобщая декларация прав человека
► Декларация о правах инвалидов
► Конвенция ООН о правах человека
► Конвенция ООН о правах инвалидов
Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Локальные документы
► Положение об оказании инклюзивного образования в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева
► Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева
► Пакет документов по надомникам
► План адаптации доступности образовательной среды в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева
► Специальное оборудование и дидактические материалы
Реализуемые адаптивные образовательные программы
Учебные планы адаптивных реализуемых программ
Электронный образовательный ресурс, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ
► Президент России гражданам школьного возраста http://детям.президент.рф/
► Сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/
► Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
► Министерство образования и науки Приморского края http://primorsky.ru
► Сайт администрации Надеждинского муниципального района https://nadezhdinsky.ru
Сайты ученикам
► Официальный портал ЕГЭ и ГИА http://www.ege.edu.ru/ru/
► Профориентация учащихся https://proforientator.ru/
► Полезные ссылки http://kraslib.ru/
Инклюзивное образование в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе Белавкина Надежда Дмитриевна
Контакты: |
Телефон: 8 (42-334) 2-09-25 E-mail: nadschool.1@mail.ru Юр.адрес: 692481, с.Вольно-Надеждинское, ул. Р.Дрегиса, 3"а" |
Школа– это открытое образовательное пространство для всех!
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о порядке обеспечения доступа в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева инвалидов и лиц с ОВЗ, об особенностях оказания им услуг и дополнительной помощи со стороны персонала учреждения.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
Организация образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 77 г. Владивостока" осуществляется в соответствии с Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 "Об утверждении Федерального государственного стандарта начального, основного образования, основного среднего образования", локальными актами учреждения.
Под доступными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, индивидуальных образовательных программ), специальных методов обучения и воспитания, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение обучающимися с инвалидностью и ОВЗ образовательных программ дополнительного образования.
1. беспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Вольно-Надеждинское" имени А.А. Курбаева функционирует с 1893 года. В настоящее время МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева располагается в двухэтажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Центральный вход оборудован кнопкой вызова.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и табло "Выход", снаружи - видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
2. Наличие оборудованных учебных помещений
В МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева для использования инвалидами и лицами с ОВЗ имеются: учебные кабинеты, библиотека, спортивный и актовый залы. На территории школы имеются: стадион, спортивная площадка. Но средств для слабовидящих и слабослышащих детей в школе нет. При необходимости ученику с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо
3. Условия питания инвалидов и с ОВЗ
МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Имеется отдельное меню для детей с ОВЗ.
Бесплатное питание предоставлено для учащимся 1-4 классов и обеды для детей из малообеспеченных семей и детей с ОВЗ.
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ с небольшой и средней тяжести в МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева осуществляет доктор (ЦРБ п. Новый).
5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам предусматривается.
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести - могут участвовать в образовательном процессе по индивидуальной программе. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ в школе нет.
7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ
В МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева имеются компьютеры с выходом в Интернет. Есть возможность для дистанционного образования. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования для детей с ОВЗ отсутствуют.
8. Система обучения для детей с ОВЗ
В МБОУ СОШ №1 имени А.А. Курбаева в штатном расписании имеется 1 ставка социального педагога, 2 ставки психолога, 1 ставка учителя-логопеда и 2 ставки тьютора. Нет учителя-дефектолога для оказания коррекционной помощи обучающимся. Корреционно - развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья может проводиться на основе специальных методических разработок, подбора материалов по темам уроков и пр. Может быть выделен кабинет для психологической разгрузки для детей с ОВЗ.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограммы
Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годов
- Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»